Восточноевропейский кролик-зануда (cinefile) wrote,
Восточноевропейский кролик-зануда
cinefile

Category:

Памятка для интервьюеров и интервьюируемых

Вчера, как многие, наверное, знают, разгорелся локальный скандал между одной звездой отечественной беллетристики и компьютерным журналом, который решил взять у нее интервью. Основным камнем преткновения стали вопросы, заданные звезде. Она посчитала, что они демонстрируют полную некомпетентность журналиста в области ее биографии и библиографии. Специально для таких вот несведущих в журналистике звезд нижеследующая памятка.

1. Журналист должен приходить на интервью подготовленным. То есть знать о своем собеседнике всю информацию, которая необходима для интересного обоим диалога.
2. Несмотря на осведомленность, журналист должен задавать вопросы так, словно он почти ничего не знает о своем собеседнике или же (в зависимости от темы разговора) о его работе. Надо четко понимать, что вопросы задаются не потому, что журналист проявил личный интерес и решил полюбопытствовать. Он задает их, чтобы его читатели, которые про его собеседника (или его работу) ничего не знают, смогли из интервью что-то для себя почерпнуть. Соответственно, звезде стоит относиться к этому спокойнее и не думать, что перед ней неподготовленный олух.
3. Вопросы должны быть рассчитаны на определенный круг читателей и специфику издания. Если это, например, интервью для журнала "Рыболов-спортсмен", глупо ударяться в вопросы языкознания или тому подобные темы. В этом случае вопросы строятся, как правило, вокруг личной жизни звезды. Скажем, как любит ловить рыбу этот человек: на удочку и спиннинг, сетью или динамитом? Соответственно, звезде стоит относиться к этому спокойнее и не думать, что перед ней неподготовленный олух.
4. Журналист не обязан знать все интервью, когда-либо данные его собеседником другим журналам, газетам, телеканалам и радиостанциям. Равно, как не должны их знать и его потенциальные читатели. А звезде не стоит беситься из-за того, что ей в десятый (сотый, тысячный) раз задают один и тот же вопрос. Если, скажем, интервьюируется музыкальный коллектив с названием GHJ, они должны четко понимать, что, пока они будут носить это гордое имя, их будут изводить вопросом "Как расшифровывается название вашей группы?" Соответственно, звезде стоит относиться к этому спокойнее и не думать, что перед ней неподготовленный олух.
5. Как бы ни был банален или прост вопрос, отвечать на него нужно, по возможности, развернуто. Если вы будете отвечать только "да" или "нет", это уже будет не интервью, а тест. И читать его будет неинтересно. Более того, редактор, скорее всего, его зарежет, и получится, что оба человека, участвовавших в беседе, зря потратили свое время.
6. Интервьюируемый вправе отказаться от интервью. Но если уж он этого не сделал, придется ответить на все вопросы.
7. Интервьюируемый вправе воспользоваться помощью переводчика. Если у него его нет, такового должен предоставить журналист.
8. Все, что скажет звезда, может быть использовано против нее. То же самое относится и к журналисту. Именно поэтому запись интервью стоит сохранять. На всякий случай.
9. Если интервьюируемый по жизни – жутко нудный тип, ему стоит собраться и постараться дать хорошее интервью, иначе очень скоро все поймут, что делать этого не стоит, а совсем без интервью он завянет как цветок без воды.
10. Кстати, последнее и главное правило. Интервьюируемый (особенно, если это не ВВП или Мадонна) должен понимать, что ему это нужно так же, как и журналисту. А если он только начинает подниматься на вершину звездного олимпа, – даже больше.

Апдейт. Спасибо aalien
Tags: цеховое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 39 comments